UA-55536904-1 Перейти к содержимому

Оцените эту тему

Рекомендованные сообщения

Леша

Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить тему питтинга при кислом сульфатном меднении с блескообразователями.

Да, с точки зрения ряда напряжений, медь стоит немного в сторонке от питтинга, но, тем не менее, он бывает.

Ванна небольшая -  200л, перемешивание воздухом от мембранного безмаслянного компрессора.. Электролит - медный купорос около 220 г/л, серная кислота - около 70 г/л, хлориды - около 40 мг/л, аноды АМФ в ПП чехлах, блескообразователи - по ячейке Хулла, фильтрация постоянная, перемешивание было воздухом, потом отдельно насосик поставили - вроде все в норме, при тесте в лаборатории. Детали - сталь, старенькие автодетали, со снятым покрытием, пескоструенные или шлифованные. Режим: температура 18-20С, Плотность тока от около 1А/дм - толстослойное - под шлифовку-  на ночь, до 2А/дм - но тоже часов на 5,

Подготовка вполне обычная:

- химобезжиривание

- электрохимобезжиривание

-травление

все с промежуточными промывками, визуально, поверхность сомнений не вызывает - равномерное смачивание, равномерно серенькая, без следов ржавчины/шлама /грязи.

- никелирование  - электролит Уотса, но отлитый из ванны блестящего никелирования, прорабатывали достаточно долго током, добавками не корректируется. Режим 55-60С, 1-1,5А/дм2, 20-30 мин. Режим хиленький - нечем в ванне пока перемешивание сделать. Визуально - питтинг на деталях не заметен.

-промывка

-меднение

 

Впервые столкнулись с питтингом при толстослойном около 200 мкм меднении колпака ГАЗ-21 - глубокие "наколы" на нижней поверхности, немного наколов и на вертикальных.

Ответ поставщика добавок - это масло в ванне или же с воздухом не все ок.

Резонно - перед этим меднили колено выхлопной, я бы не ручался, что внутреннюю поверхность отмыли, хоть и старался повесить так, чтобы в ваннах с электролитом внутри был воздух, а при подготовке наоборот раствор.

Что сделали: заменили перемешивание воздухом на перекачку насосом, окончательно убедил - трубы не медним, натянули на аноды по второму чехлу, электролит почистили углем и откорректировали по ячейке Хулла. Дефект, не сразу, но ушел.

 

Работали-работали, все вроде и ничего... а тут боковина бампера, и опять питтинг повалил... источника масла тут уже я не вижу - не меднили мы гадости всякой...Но, были монтажные работы вблизи ванны меднения - немного "подрихтовывали" соседнюю линию - болгарка, сварка - в эти два дня меднить воздержался, сутки прошли - поставил на ночь - и вот оно - опять питтинг - нижние поверхности, и чуть на вертикальных, хотя там тока-то было чуть меньше 1 А/дм2.

 

Что делать-то более менее понятно - марганцовка уже в ванне, уголь уже в фильтре.

Но вот суть вопроса - отчего появляется питтинг по Вашему опыту? Может это связано с качеством добавок?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

А что означает фраза: "Да, с точки зрения ряда напряжений, медь стоит немного в сторонке от питтинга ..."?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Это в том смысле, что осаждение меди на катоде не должно бы сопровождаться выделением водорода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Почему не должно? Любой гальванический процесс, начиная с определённого предельного тока, переходит только в выделение водорода и кислорода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Это, скорее из школьного курса химии -  металлы, которые в ряду напряжений справа водорода осаждаются без выделения водорода.

Относительно предельно высокого тока - да, согласен, но тут-то вроде и плотность тока не особо высокая, да и сам характер питтинга скорее не зависит от плотности тока - с углами/кромками вроде все в порядке, о дендритах и речи нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Ряд напряжений металлов обозначает потенциалы, т. е. возможности. Например, цинк и никель не могут осаждаться из электролита меднения, а примеси меди осаждаются из электролита цинкования. Но в воде концентрация H+ очень высока. Поэтому на фоне слабых возможностей водород берёт количеством даже при рабочих токах.

Насчёт добавок. Часто бывает, что блескообразователи чувствительны к барботажу. И при плохом барботаже питтинг просто доминирует. Причём, внешне барботаж может выглядеть прилично.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша
4 минуты назад, Дмитрий Зарекин сказал:

Насчёт добавок. Часто бывает, что блескообразователи чувствительны к барботажу. И при плохом барботаже питтинг просто доминирует. Причём, внешне барботаж может выглядеть прилично.

Летом, когда проблема возникла в первый раз, обзвонил коллег, которые работают на этих добавках. Выяснилось, что подобная проблема время от времени бывала... кто-то барботаж усилил, кто-то ослабил, кто-то поменял расположение трубок на дне без изменения расхода воздуха. Решил барботаж убрать вообще и поставить насос - где-то 15-кратный объем ванны в час перекачивает - перемешивание выглядит нормальным. Погоняли на угле, и потихоньку проблема пропала...

Это было ошибкой в том смысле, что для нормальной работы блескообразователей необходим именно воздух?

Добавлю - появление питтинга сопровождается повышением твердости меди, при шлифовке это чувствуется...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин
1 час назад, Леша сказал:

Это было ошибкой в том смысле, что для нормальной работы блескообразователей необходим именно воздух?

Да. Если добавка чернильная, для её работы скорее всего нужен воздух. Т. е. дело не в перемешивании. Бывает, без барботажа получается покрытие, похожее на пену. Будто блестящую поверхность пивом облили.

1 час назад, Леша сказал:

Добавлю - появление питтинга сопровождается повышением твердости меди, при шлифовке это чувствуется...

Значит повышается хрупкость (уменьшается пластичность). Могут быть виноваты добавки, барботаж, органические загрязнения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Добавки без красителей. Занесение органики с деталями, в принципе, в этот раз практически исключено. Но с пылью что-то могло и попасть - по соседству чуть линию подреставрировали - рельсы заменили, автооператоры - от болгарок немного старой краски могло и налететь...

Потихоньку склоняюсь к мысли, что добавки там  и не особо нужны...

Не подскажете, если без блескообразователей, но с реверсом, скажем 5 сек катод - 1 сек анод,  выравнивание более-менее получится обеспечить? Правда, при реверсировании могу менять только время катодного и анодного периода, ток будет одинаковый...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Насчёт реверса - это другая песня. А именно, реверс - менее универсален и даёт меньше возможностей. Для любого процесса выбор режима реверса - поиск частного решения. А зачем Вам реверс для меднения? А понимаю, речь бы шла о хромировании. Мне кажется, управлять меднением при помощи добавок гораздо проще и эффективнее. К тому же, бывают добавки и для борьбы с питтингом, и для увеличения РС. А если добавки нужны не особо, держите их концентрации на минимуме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Антипиттинговую летом пробовал добавить... но чуда не случилось, ванну только чуть подпенило и все... питтинг не пропал.

Собственно блеск-то и не особо нужен - все равно под шлифовку потом, но выравнивание какое-никакое лишним не будет... вот надеялся что реверс с выравниванием немного поможет.

Немного пошатнулось доверие к добавкам, точнее к продуктам их разложения, в этот раз как только питтинг заметил - не большой, буквально несколько точек, сразу поставили ванну на уголь, брикетированный картридж для питьевой воды, и после обработки углем не корректировали - блеск ухудшился, но питтинг получился только сильнее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Плюс ещё одна небольшая проблемка - осаждение на вчерашнюю медь - если помеднил детали вчера и просто оставил висеть, после высыхания, водой они уже не смачиваются, ни после электрохимического обезжиривания, ни после активации в растворах серной или соляной кислоты. Травление в хромовой кислоте помогает, но отдельной ванны пока нет, а травить на постоянной основе в ванне хромирования это вредительство. Наверное придется все же делать с серной и азотной кислотой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Добавок сейчас продаётся очень много. Хороших и разных.

А зачем нужна шлифовка после меднения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша
Только что, Дмитрий Зарекин сказал:

Добавок сейчас продаётся очень много. Хороших и разных.

А зачем нужна шлифовка после меднения?

Тут скорее вопрос зачем нужно меднение перед шлифовкой - это старые авто-мото детали, часто не хватает толщины стали, чтобы вывести все ямки от коррозии, ну и шлифовать/полировать медь все же попроще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

А если до стальной основы шлифанётся, что тогда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Тогда - опять через никель, но уже с подготовкой с травлением меди. Хотя это ненадежно, отсюда и большая толщина покрытия - чтобы не делать такие слоеные пироги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

А почему не применяете щелочную медь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Цианистую хотелось бы, особенно в плане перспектив по старому ЦАМу, но служба охраны труда моск съест - вроде там дополнительные разрешительные документы нужны - игра свеч не стоит..

Коммерческая  дороговата, а пирофосфатная достаточно сильно напряженная... да и по старому ЦАМу они так себе...

Да и зачем? Предварительное никелирование по стали пока вполне устраивает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Я имел ввиду как раз коммерческую щелочную медь. Несколько импортных брендов у нас её продают. Она, конечно, очень дорогая по сравнению с кислой. Но реставрация автомобилей - как раз целесообразное применение. В реставрации основная часть себестоимости - трудоёмкость. Если сошлифовали до стали - можно перекрыть без снятия всего пирога. Да и покрытие можно класть с меньшим запасом. Ведь чем больше толщина покрытия, тем больше проблем (аспект скорее философский, чем гальванический). Для экономии можно использовать щелочную медь только для перекрытия брака после шлифовки. И на ЦАМ она ложится (не так как цианистая, но всё-таки). И Ваши конкуренты-реставраторы используют щелочную медь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Тут как раз вопрос правильного решения на стадии предварительной шлифовки - выбор достаточной толщины покрытия, рихтовка, сварка, подпайка. По деньгам оно бьет не особо - можно и 3-4 кг меди на квадратный метр потратить, лишь бы шлифовку облегчило.

Электролит никелирования-то практически бесплатный - основные ванны потихоньку накапливают никель - все равно разбавлять. Продавать его никто не заморочится.

В отношении коммерческой щелочной меди по ЦАМу - не знаю никого, кто бы уверенно ней работал по старому ЦАМу, впрочем как и пирофосфатной - лезет скрытый брак через месяц-два-три...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Я имел ввиду трудоёмкость, а не стоимость расходных материалов. А старый ЦАМ не даёт уверенности даже с цианидами. Скорее даёт надежду.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша

Дмитрий, речь идет скорее о предоставлении реставраторам услуг по меднению, чем о меднении своих деталей.

Все достаточно просто - приносит человек деталь, обозначает массу меди, которую нужно на нее нанести. При этом четко понимая, что продранную до стали деталь мы либо не возьмем на повторное меднение, либо возьмем, но абсолютно без гарантий - некорректный выбор толщины покрытия это его проблема.

А вот питтинг на покрытии - это уже наша проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Питтинг, питтинг...

Для меднения питтинг - обычное дело. Особенно, если детали реставрируются, восстанавливаются, шлифуются, свариваются и т. п. Чем больше толщина покрытия, тем больше вероятность питтинга. Причин питтинга - куча: орг. загрязнения, горизонтальные участки, плохая подготовка, пульсации тока и т. п. Можно изложить ещё 50 причин. В принципе, в питтинге виноваты могут быть все. Даже аноды. 

Да Вы и сами, наверняка, всё это знаете.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Леша
2 часа назад, Дмитрий Зарекин сказал:

Да Вы и сами, наверняка, всё это знаете.

Дмитрий, а ведь нет, не знаю. Я по образованию химик-неорганик. У нас только Андрей lоbоnіc электрохимик, но и он химик-аналитик.

Предыстория появления ванны меднения: были обрезки полипропилена от строительства двух линий цинкования, а тут и проект вроде перспективный по меди как самостоятельному покрытию - убедил, а давайте мелкую ручную линию сделаем, сейчас там никелирование, меднение, цинкование, электрохимическая полировка аустенитной нержавейки и холодное оксидирование стали, ну и подготовка. Проект по меди не пошел, а ванны остались...не пропадать же добру - на хлеб с маслом не заработать, но хоть на спички...

В старой литературе вопрос питтинга в никеле разжеван достаточно неплохо, а вот при меднении, напротив - обделен вниманием - где-то что-то фрагментарно... но и все...

Честно говоря, я и подумать о питтинге не мог, когда мы заправляли ванну меднения. Как столкнулся - на телефон и, параллельно, в интернет... а нет почти ничего на русскоязычных ресурсах - тогда уж на Металфинишинг. А там - опачки... а ведь реально есть такая проблема... и реально виновато в ней все подряд...

 

P.S. Так и не поблагодарил Вас и Ефима за идею с ванной катодной активации никеля перед хромированием. Спасибо огромное! Забыли о проблеме как о страшном сне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дмитрий Зарекин

Питтинг - обычная и постоянная проблема осаждения любого металла, т. к. металлы по природе своей плохо смачиваются.

Насчёт Металфинишинг - они под питтингом подразумевают любой точечный дефект. У нас питтингом считается только дефект от пузырьков водорода. Поэтому, если точка представляет собой не лунку, а выпуклось или что-то ещё - это не питтинг (водород тут  не причём), а что-то другое.

Да, обычно питтинг беспокоит только для меди и никеля. Потому что, например при хромировании сильное газовыделение питтинг устраняет, а для цинка проблема питтинга не столь важна как для функционального покрытия, да ещё с пассивацией.

15 часов назад, Леша сказал:

В старой литературе вопрос питтинга в никеле разжеван достаточно неплохо, а вот при меднении, напротив - обделен вниманием - где-то что-то фрагментарно... но и все...

Всё, что касается питтинга никеля также справедливо и для меди. Во всяком случае, сходу не могу найти разницы.

Ваша проблема усугублена тем, что после снятия старого покрытия, на подложке обнажаются дефекты, которые первый раз покрылись удачно, но со временем дали продукты коррозии, и не факт, что эти дефекты покроются второй раз или стравятся. Водород тут не причём. Это питтинг по версии Металфинишинг.

Ещё проблема усугубляется шлифовкой подложки. После шлифовки в подложку могут внедряться частицы, не видимые глазом и также не стравливаемые. Водород тут тоже не причём.

16 часов назад, Леша сказал:

А там - опачки... а ведь реально есть такая проблема... и реально виновато в ней все подряд...

Ну да, это постоянная проблема как ГРИПП. Виновато может быть всё что угодно. Антипиттинговые добавки помогают только на лёгких стадиях. Вернее сказать, антипиттинговые добавки всегда присутствуют в составах, на лёгких стадиях помогает повышение их концентраций.

Однако, нормальный питтинг на меди или никеле - это очень мелкие точки на зеркале, едва видимые глазом (моим). Поэтому, если Вы шлифуете, почему питтинг для Вас проблема?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Дмитрий Зарекин
      Автор: Дмитрий Зарекин
      Андреас Остервальдер использовал 3D-печать для создания в пластике формы разделителя молекулярных пучков, затем нанёс гальванопокрытие, чтобы придать ему детализацию, прочность и проводимость.
        Области применения для 3D-печати растут с головокружительной скоростью. Однако, одна новая стратегия выделяется тем, что она позволяет сочетать пластмассы, 3D-печать и гальванотехнику, чтобы легко создавать сложный исследовательский инструмент, который манипулирует отдельными молекулами.
      Исследователь Андреас Остервальдер для выполнения своих экспериментов использовал 3D-печать для создания в пластике формы разделителя молекулярных пучков, затем покрыл его никелем, чтобы получить инструмент с высокой детализацией, механической прочностью и проводимостью.
      Остервальдер и его коллега Шон Гордон опубликовали свою работу в недавнем издании рецензируемого журнала Physical Review Applied. Впоследствии она была опубликован производителем 3D-принтеров Formlabs GmbH из Берлина в его маркетинговых материалах.
      “Это открывает огромные возможности в наших экспериментах”, - заявил Остервальдер в электронном письме своего офиса в Швейцарском федеральном технологическом институте (EPFL) в Лозанне, Швейцария.
      “Ранее эксперименты часто приходилось адаптировать к тому, что возможно. С 3D-печатью мы полностью свободны в дизайне, и мы можем просто придумывать структуру, в которой мы нуждаемся, и затем мы ее создадим”.
      Остервальдер сказал, что потребовалось не более недели, чтобы построить разделитель пучков, включая работу САПР и доставку 3D детали туда и обратно до гальванического цеха швейцарской компании Galvotec GmbH, штаб-квартира которой находится в Шёффлисдорфе, Швейцария.
      Изготовление одной и той же детали в механической мастерской EPFL займет несколько месяцев. Кроме того, разделитель пучков содержит отдельные электропроводящие и изоляционные компоненты, которые трудно подогнать и смонтировать.
      Машина Form2 в действии.
        Стоимость напечатанных деталей составила около 50$, в основном ввиду цены смолы, с гальваническим покрытием стоимостью еще несколько сотен долларов.
      Разделитель пучков длиной чуть более фута состоит из трех сегментов 3D-печати. Разрешение принтера Formlabs Form2 составляет 0,025 миллиметра, что достаточно для чёткого соблюдения размеров деталей даже после гальванопокрытия. Разделитель выдерживает жесткие условия, поскольку он разделяет молекулярные пучки в газовой фазе без соприкосновения активных молекул с поверхностью разделителя. Эксперименты проводятся при температуре, близкой к абсолютному нулю. Для управления молекулами во время эксперимента на металлическую структуру подаётся напряжение до 10000 вольт.
      Недавно компания Formlabs представила свою машину Form2 в качестве доступного принтера, конкурирующего с гораздо более дорогостоящими SLA-машинами. Он может похвастаться разрешением около 25 микрон на оси z и около 100 микрон для осей x и y. Formlabs разрабатывает все свои смолы для 3D-печати внутри компании. В настоящее время у фирмы около 15 товарных смол с различными свойствами: от биосовместимости до функциональных характеристик. Все смолы УФ-отверждаемые после печати.
      По словам инженера в прикладных областях компании Formlabs Амоса Дадли, 3D-печатная деталь должна быть очень гладкой, если требуется нанесение гальванопокрытия. Толщина гальванического слоя, как правило, никеля или меди, может составлять всего 5 микрон, сказал он в телефонном интервью из Бостонского офиса Formlabs. Высокая толщина металла дает конструктивную прочность, но приносит в жертву деталировку изделия.
      Form2, выпущенный в 2015 году, является профессиональным стереолитографическим принтером, который, как правило, имеет более высокое разрешение, чем менее дорогостоящие принтеры послойного наплавления или спекания металлов.
      Деталь с гальванопокрытием.
        Для износостойких жестких поверхностей может быть выбрано никелевое покрытие, в то время как медь обеспечивает превосходную защиту от электромагнитных помех и теплопроводность, но меньше механической прочности, пояснил Шон Уайз, президент и совладелец компании Repliform Inc., крупного производителя гальванопокрытий, находящегося в Балтиморе.
      Компания Repliform покрывает множество 3D-печатных деталей для аэрокосмической промышленности, где небольшие электрические корпуса нуждаются в защите от электромагнитных помех. В промышленности также требуются высокоизносостойкие поверхности в некоторых областях, для которых подходит никель.
      Компания Repliform обрабатывает десятки тысяч деталей в год, часто загружая их на подвески для экономии места и упрощения обработки. Уайз указал, эмпирическое правило состоит в том, что типовое гальванопокрытие добавляет около 50 процентов к стоимости 3D-печатной детали. Он и жена его совладельца начали покрывать SLA-детали в 2001 году и видят рост продаж от 10 до 15 процентов в год.
      “Мы не фокусируемся на стоимости, чтобы снизить цену”, - пояснил он.
      Несмотря на затраты, комбинация металл/пластик открывает неожиданные новые рынки.
      “Люди могут изготавливать собственные статуи путём цифровой обработки фотографий, чтобы создавать 3D-объекты под бронзу”, - сказал Уайз.
      Компания Formlabs была основана в 2011 году на базе Массачусетского технологического института. Бизнес вырос до 300 работников с представительствами в США, Германии, Японии и Китае.
      источник   Plastic News   19/09/2017
    • Саша
      Автор: Саша
      При слабокислом цинковании используем блескообразователи фирмы Гальванит. При работе добавок со временем на покрытии появляется, странная чернота. Особенно она заметна сразу после добавления кислоты. Странно ее поведение. Если деталь оставить в электролите без тока, то деталь через минуту становится блестящей. Если вытащить на воздух то блеск появляется прямо на глазах.
       
      При пассивировании деталь хорошо пассивируется до блестящего покрытия. Но со временем деталь все дольше осветляется и без тока и на воздухе и при пассивировании. Ощущение что пленка со временем (имеется в виду например работа в течении недели) становится все более толстой. Добавлении блескообразователей временно устраняет эту проблему, но блескообразователей с каждым разом нужно добавлять все больше и больше. И в конце без разбавления электролита в 2 раза мы устранить причину не можем.
       
      Что еще нужно сказать по электролиту, что бы мне могли подсказать , что у нас не так?
    • Viktoria  Doronina
      Автор: Viktoria Doronina
      Помогите, форумчане, может кто сталкивался! Делаем меднение как изоляцию для цементации. Цианистый электролит, слой от 30 до 95 (!!) микрон. В итоге при твердом карбюризаторе всё нормально, а в вакуумной печке с газовым карбюризатором "пробивает" и получается науглероживание под медью. 
    • серёга13
      Автор: серёга13
      Прочитал литературу по гальванике. сделал как по написанному. меднил гвоздь. В принципе гвоздь начинал покрываться слоем меди но и становиться все меньше и меньше как будто его разъедает. Не подскажите в чем дело?
    • Гость Алексей
      Автор: Гость Алексей
      Когда пытаюсь покрыть медью тело из пластика (изготавливаю формообразующую для прессформы), то образуются дырки (свищи), где медь не затягивает тело. Как можно с этим бороться? Может есть какие-то присадки или состав электролита, где покрытие происходит равномерно, даже если поверхность перпендикулярна аноду?
×